polenadisto: (hairs)
[personal profile] polenadisto
Подогнали мне тут энтомологи из летней дальневосточной экспедиции зачетнейшую книжку по нивхскому фольклору. Кто не в курсе, нивхи - это коренное население Сахалина, говорящее на языке неясного происхождения (ныне, как легко догадаться, он попал в "Красную книгу языков народов России").

Фольклор у них по степени мрачняка оставляет далеко позади прилизанные братьями Гримм сказки и прочие русские народные в переработке.

Эрос и Танатос там в полный рост - герои в основном или влюбляются, или умирают. Мир вокруг населен кучей "параллельных" человечеств (видать, скучно им там было, на Сахалине - аж до воображаемых соседей дело доходило).

Но одна из легенд/сказок - просто классический хоррор, не без голливудских претензий.

Ее-то и привожу ниже (так как распознавал с книжки, а вычитывал не подробно, где-то могут быть опечатки).

Жили шесть сестёр. Каждая занималась своими делами: кто кормил собак, кто кушать готовил, кто воду носил, кто ягоду собирал. Однажды старшая сестра пошла за ягодой. Ягоды набрала, слышит -где-то ребёнок плачет. Везде посмотрела –нигде нет. Лотом смотрит - в кустах плачет маленький ребёнок. Он только что родился, в люльке. Она забрала его и принесла домой. Все обрадовались, стали нянчить по очереди. Они нянчили его, ухаживали, кормили. И вот прошёл год. Ребёнок подрос.
Однажды младшая сестра нянчила его. Она пошла за водой. Вдруг слышит -какой-то шум дома, кто-то ходит дома, кастрюлями гремит. Она зашла, а там ребёнок прямо качается в люльке из стороны в сторону.[В другом варианте легенды, рассказанном Л.В. Нелиной и записанном Л.Р, Атлоновой, говорится, что сестра заглянула в отверстие в доме. Она увидела, что ребенок раскачивался в люльке, подвешенной к потолку. Раскачается сильно, противоположную стенку ногами как пнёт! Улыбается, а язык у него длинный, лизнёт и опять назад. Опять раскачается, об стенку как стуенет ногой, лизнёт и назад. А когда девушка зашла в дом, увидела, что ребёнок лежит, спит] Потом сестры пришли, она и м рассказа всё. Говорит: «Я боюсь с ним оставаться. Ребёнок такой — сам качается, сам Ходит„ Они говорят: «Да ты, наверное, обманываешь». Она говорит: «Но я всё равно не буду оставаться». Потом средняя сестра так Их было шесть сестер, и все отказывались, говорили, что не будут с ним сидеть. А старшая говорила: «Вы, наверное, обманываете». Потом наступила очередь старшей сестры. Она всё сделала, пошла за водой. Идёт назад, слышит — опять шум из дома. Кто-то ходит, кастрюльками гремит. Заглянула, а там ребёнок раскачивается. Когда сёстры пришли, она говорит: «Давайте косить сухую траву. Обложим дом, каждый со своего угла подожжём и убежим» .
И вот они накосили этой травы, обложили дом по углам, подожгли и убежали. Бегут, бегут они. Вышли к морю, на берег вышли. Бегут, бегут они, устали. Посмотрели, а этот ребёнок бежит за ними с люлькой. Старшая сестра так устала, прямо задыхается. «Вы, говорит, бегите, вы помоложе, а я останусь, потому что я его нашла, я его нянчила. Он меня не тронет, а вы бегите. Он меня узнает». Сестры побежали. Бегут, бегут. Оглянулись, а этот ребёнок длинным ножом, Которым чистят рыбу, вспорол ей живот. Внутренности вытаскивает — кишки, сердце. Весь в крови, по локоть в крови. Весь обмазался в крови — лицо, щеки, руки. Они опять побежали. Бегут, бегут. Средняя тоже устала «Вы бегите» говорит, и сама осталась. Он догнал её, тоже ножом распорол живот. Стал кушать внутренности, всё поел. Эти бегут дальше. И так он убил ещё двух сестёр. Остались только двое — самая младшая и постарше её.
Прибежали они к реке. А там дед, высокий такой, большой сидит на том берегу. Они просят его: «Дедушка, перевези нас, за нами чёртов ребёнок бежит. Мы его взяли, воспитали, а он убил, съел старших сестер. Спаси нас!» А дедушка говорит: «Идите, принесите пир̌кур̌ (пучку)*. Там по реке поднимитесь, найдите, принесите, тогда я вас перевезу". Они говорят: «Он сейчас нас догонит!» Он отвечает: «Нет не принесёте, я вас не перевезу» Им делать нечего. Пришлось им идти, искать эту пучку. Нарвали, пришли, дали ему. Он говорит: «Сейчас я вытяну ногу. Вы прямо на колено наступайте. Как на колено наступите, я дернусь, и вы перепрыгнете через меня». Дед протянул ногу. Она вытянулась через всю реку, прямо до другого берега. Сёстры пробежали, наступили на колено. Он как дернул ногой: «Эй!» Они прямо с этой коленки перескочили через него.
Только они оказались на другом берегу, он говорит: «Вы бегите туда. Там есть домик. В домик зайдёте и сидите там. Там есть человек, он вас спрячет, защитит» Они побежали туда. Бегут, бегут по берегу. Видят - домик. - А там пусто, никого нет Они испугались: «Он сейчас придёт, он же нас убьет! Давай убежим из этого домика». Вот они опять бегут, бегут, бегут, бегут по берегу, и скала такая. Большая скала. Прибой. Прибой бьёт, они не могут пройти. Посмотрели, а на горе лиственница, высокая-высокая такая. Подняли голову, смотрят, а там человек сидит. Человек наверху сиди.т Они говорят: «Спаси нас!» Он отвечает: «Там трещина в скале. Вы залезайте туда, в трещину проползите. Когда вы залезете в эту щель, вы станете маленькими. Станете маленькими, он вас не найдет. И сидите там тихо».
Вот они только спрятались, ребёнок прибегает и кричит: «Где они спрятались?!» Полез он по этой скале, по этой лиственнице, раз - падает Опять полез по скале. Падает, не может залезть, люлька-то тяжёлая. Опять упадёт Никак не может добраться до них. В это время человек, который был наверху, изловчился, как кинет саблю! Добросил и срубил ему голову, голова полетела. Убил его.
Потом он взял этих двух девочек в жёны. Он превратился в медведя Это был П'ал нивхгун**. И пошли они в гору. Девочки- то маленькие были, они уменьшились в размерах. Он одну из них в правый бок, другую - в левый бок посадил. Они сидят в шерсти, не видно их. Он бежит, летит скачет.
Остановился, смотрит, там домик. А во дворе: с одной стороны много собак, с другой стороны много собак. Они привязаны к кольям. Прошёл он между ними и подошёл к домику. Отряхнулся, и эти девочки упали и стали снова нормального роста, как настоящие люди. Он говорит: «Ну, заходите». А они стесняются зайти, не заходят. Взяли спрятались за дом и сидят. Оттуда (из дома) выходит женщина и говорит: «А где твои гости, где они? Пусть заходят». Потом увидела, что они стоят за домом, спрятались. Пригласила их. Они зашли домой. Остались там и стали с ними жить.
Потом он отправил девочек к тому домику, куда они заходили первый раз. Они спустились в тот домик. А сам он в это время пошёл воевать. Он поймал много волков, надел на них железные цепи и запряг их в железные нарты. И на этих волках взлетел на небо. Он так быстро летел, что от железного тормоза на нартах искры сыпались. Когда он на небо взлетал, и гром гремел, и молния сверкала.
Сначала он воевал с ветром, с громом воевал, с молнией воевал. Потом пошел в небо, туда, где Венера. Там было много людей. Сен стал воевать. Там, где Венера, мужчина был. Одну свою жену - старшую сестру - он отдал этому небесному человеку в жёны. А с младшей стал сам жить. Потом он стал воевать, где созвездие Орион. Потом он дальше воевал. Где «Лисий глаз» («Ӄ’еӄ’ӈаӽ») - Марс, там тоже воевал. Где «крысиный амбар» («Ньӈаӷу нё>>) –Большая Медведица, тоже воевал. Потом он запряг Пегаса, сел на него, спустился на землю и привязал его цепью к колышку А сам в дом зашёл. Когда он вышел, Пегас стал рваться, хотел улететь. Когда Пегас стал рваться, от цепи искры летели. Так Пегас хотел поехать на войну Потом он сел и уехал. Дальше я не помню. Этот т'ылгур̌ длинный-длинный, его можно рассказывать всю ночь до утра, два вечера. Его моя мама рассказывала. Её звали Ч'хаврит.



__________________________________________________________________________
*пир̌кур̌ - трава, из которой женщины готовят еду.
**П'ал нивхгун - люди-духи, живущие в горном мире и приходящие к нивхам в облике медведя. Нивхи считали их своими сородичами.

Date: 2014-11-01 12:48 am (UTC)
From: [identity profile] oldodik.livejournal.com
Да и якутские тож... и зауральских финно-угров всяких...

Date: 2014-11-01 08:38 am (UTC)
From: [identity profile] polenadisto.livejournal.com
Я фольклорист никакой, но я так понимаю, мрачняк вообще таким народным мифологиям свойственен. Но у "северных" народов все же какая-то особенная бехысходность. Хеппи-энд невозможен.
В этом смысле шведский писатель Ханс Лидман, на мой взгляд, пишущий про саамов, мастерски передал (http://polenadisto.livejournal.com/508290.html) этот северный дух.

Date: 2014-11-01 09:34 am (UTC)
From: [identity profile] oldodik.livejournal.com
Мб там какая-то специальная архаика застряла. Хотя вот бразильский фольклор тоже ой.

Date: 2014-11-01 11:01 am (UTC)
From: [identity profile] polenadisto.livejournal.com
Я вот подумал, что у всяких тропических жителей, также живущих малыми группами, может быть подобное. Но, к сожалению, не знаком.

Date: 2014-11-01 07:30 am (UTC)
From: [identity profile] barson.livejournal.com
Да уж. :)

April 2017

S M T W T F S
      1
23 45 678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 26th, 2025 11:06 pm
Powered by Dreamwidth Studios